Статьи: Отношение церкви к табакокурению


Высоцкий Благовестник
Издаётся по благословению настоятеля Высоцкого монастыря игумена Кирилла. № 7-2008

О ВРЕДЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ


Отношение церкви к табакокурению
Высоцкий монастырь г. Серпухов МО


Нет более распространённой и наиболее часто оправдываемой привычки (даже в православной среде!), чем табакокурение. Мир задыхается в табачном дыме. Не только мужчины, но и женщины, и дети пристрастились к ядовитому дурману и, подобно неразрешимым узам, тяжким цепям и оковам, пригвоздили свою душу к непроницаемому табачному дыму.
Не думайте, братия и сестры, что это безобидно и терпимо.
ТАБАКОКУРЕНИЕ ВЕЛИКИЙ ГРЕХ
В табаке есть, помимо всяких рассуждений, нечто непосредственно нечистое, и дым папиросы оскверняет — совершенно так же, как нечистоты, впрочем, не «так же», а гораздо глубже, существеннее. Почему? — Не стоит ворошить этот сложный даже физиологически предмет, но человек чуткий не может не чувствовать, что это так. Табак — чёртов ладан, по определению народному: «при чёртове ладане Бога-то разве вспомнишь», слышал я от одного крестьянина, который сам, кстати сказать, курил. Этим сказано всё: чёртов ладан, то есть нечто столь же нечистое, сколь чиста мирра или иные смолы, в особенности сколь чист нард, то есть сварен-й, но ещё не вполне освящённый состав святого мира.

Можно было бы много говорить о действии табачного дурмана, отрезывающего от реальности, как бы отжигающего корни бытия и замыкающего в чистую субъективность: недаром «Критика чистого разума» написана, как известно, на сигарах. Табак повреждает и как бы отжигает невидимое его сокровенности в нашем духе, но важнейшее — мистическую связь бытия; он отъединяет, он делает монадой* (Монада – от uреч. Monas – единица, единое, понятие обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия) , у которой нет окон или дверей для сообщения с внешней реальностью, он подрывает самые корни, чрез которые питаемся мы от недр бытия. Внешне и поверхностно не происходит ничего особенного в противоположность вину, которое действует более грубо физиологически, более поверхностно и потому неблагообразно.
Характерно при этом самое различие действий табака и вина на интеллект: в то время как вино, по крайней мере в известных стадиях своего действия, дает отяжеление интеллекта и тем смиряет, табак, напротив, кажущимся образом обостряет мысль, но это достигается искусственным упрощением задач, вырванных из их жизненной сложности, и по исключении всего реального и иррационального, сведённых к простейшим схематическим формулам. В табачном одурении надменный своей властью разум расправляется с задачами вместо решения их. Как выразился один курильщик: это призраки, им же порождаемые и потом сознаваемые в качестве призраков.

Отношение церкви к табакокурению


На эту тему можно было бы рассуждать очень много. Но сейчас нам важно лишь отметить, что есть непосредственное ощущение этого духовновредоносного действия табачного дыма у народа,особенно когда он был более церковным, и у подвижников: «Который человек начнёт дерзати сию бесовскую и бого ненавистную и святыми отречённую — табаку, то в того человека мозг ускрутит и вместо того мозга впадёт в главу его смердящая воня и сгубит в нём весь мозг его, и начнёт тако смердящая тая воня пребывати во главе его, и не точию во главе единой его, но и во всех костях его тая смердящая воня вселится вместо мозгов. И аще ли кий человек которым ухищрением начнёт творити таковое дело бесовское, таковому бо человеку не подобает в Церковь Божию входити, и креститися, и Евангелия целовати и Причастия отнюдь не давати, свещи, или просфоры, или всякого приношения, и с людьми ему не мытися, и не ясти, дондеже престанет от таковыя дерзости».

В правительственных указах против табакокурения этот именно взгляд на табак как на нечто мистически гадкое нахо-дит себе меру закрепления законодательную. Так, например, читаем: «Божиею милостию мы, государь и царь Алексей Михайлович. Указ. Во всенародное известие объявляем и наказуем православных христиан о проклятом табаке. Да во известие вам буди. Усмотрено архимандритом Геннадием, что в православных христианах имеется проклятая табака не только в мужеском полу, но и в женском, ввязавшийся грех смертный. Но Геннадий архимандрит прииде ко мне, государю Алексею Михайловичу, такожде и ко всему сигклиту священническому и царскому с челобитной и с желанным сердцем искоренити проклятая табака и грех смертный. Тако объявил в челобитной своей. Имеется в православных христианах, имеюще проклятую табаку в малых сосудех идержа-ще при себе, и нюхающе в ноздри, и кладуще за губу в рот, оскверняющее уста свои, а иные вземше трубку, и накладше полну табаку, и вземше в рот, и сосав в себе, испускав щедрый изо рту огнь, аки диавол испускавши искры из себя. Так и православные христиане такожде творят и иная многая писана в челобитной Геннадиевой, о чём просит у государя проклятую табаку, чтоб не имелось в православных христианех греха смертнаго. И тако и сделаша по прошению. Государь царь Алексей Михайлович приказал объявить зо всенародное известие и о проклятом табаке, и о грехе смертном, как народ падает во грех смертный, и приказал своему сигклиту подозрение иметь, откуда взяся, она проклятая табака. И кто пиюще его, повеле хватати тех на двор и приводитн в царские палаты и приставити болярина, иное подозрение в царствующем граде Москве, и по которому тайному зрению пойманы были: купец Яков Спеман, торговаша он проклятым табаком, да ещё болярина Семена Пущина слуга его Яков Сидоров, Антон Павлов да приказчик Егор Барин. И приведены были в оныя царския палаты и прямо в допросе показали. Они вкупе показаша, что табаку ону привезли поляки и купив те от них, такожде и приказчик показал Егор Барин, пиюще в ноздри, а онаго болярина Семена Пущина слуга показал, что пиют, за губу кладяще, и за что для всего казнены были они христиане: кто пиюще за губу, тем вырезав обе губы, а кто пиюще в нос, вырезав нос и пустила их в народ того известия. А оного купца наказав на теле. А наипаче подтверждаю и молю вас, христиане, да не отлучимся вечных благ. Великий государь Алексей Михайлович и весь священнический чин молит вас, чтобы не было в вас проклятой табаки. Царь и государь Алексей Михайлович. Архиерей присутст-вующий Евстафий Вологодский, клирик Семён Яковлев, 1650 года, апреля 2 дня».
Такова строгая оценка ядовитости табака нашими предками. Новейшие воззрения на табак, на его полную несовместимость со святыней, на его бесопривлекающую способность, в силу утери связи с реальностью и, следовательно, вследствие духовного одиночества, подтверждают древние о нем суждения. В беседе с одним отшельником пришлось говорить раз о степени авторитетности некоего лица, носившего наибольший сан Православной Церкви — авторитетности в вопросе высокой мистики. Отшельник, убеждённый решительно: «Он здесь ничего не может понимать». — «Но почему же не просто «не понимает», а именно «не может?» — «Он курит ведь», — был ответ. Далее последовало разъяснение о несовместимости духовного опыта с курением табака. Ходят многочисленные рассказы о не-совместимости табака и святыни. Нет оснований сомневаться в исторической подлинности основы этих рассказов.
Есть запахи чистые и запахи нечистые. Первые в христианском быту, как дар, принимаемый от жизни, употребляемые в молитвенной атмосфере, возводятся на ступень освященности. Существует особое чинопосле-дование освящения «благовонного зелия» с окроплением его святой водой: «Ты Сам, Всеблагий Владыко, и семена сия, с различными зелиями принесённыя во святой храм сей, благослови, и освяти Духом Твоим Святым, и рабов Твоих сих, приемлющих зелия сия с семенами, от всякия скверны очисти, и домы их всякаго благовония исполни, во еже быти сим всем верою хранящим я, и кадящимся ими в соблюдение и избаву от всех вражиих прилогов и во от-гнание всякаго мечтания, от действа диаволя находящаго, дневнаго и нощнаго, на благословение же душам и телесем, верным Твоим людем и скотом, домовом же и местом. Яко да вси приемлющий сия зелия, воспримут себе покров души и тела, и да будет нашему спасению врачевство Твоея благодати Таинство; да в коем-либо месте возложится, или на коем употребляемо будет, во еже получила благословение, вся (противной силе оттуду прогнанной) десница Твоя да покрыет...».
Итак, благовонное зелье, предназначаемое к домашнему употреблению, называется «Таинством благодати Божией». И вот от ароматов, окружающих тело, идёт непрерывный переход к покрову и далее — к покрову благодатному, охраняющему от злых действ тёмной силы.
Но когда православные христиане наполняют дом свой табачным зловонием и окружают себя удушливой дымной пеленой, они не только лишаются благодатного покрова, во и вместе с ядовитым дымом вводят под покров свой лютейшего демона.
Кто не зоепдачет, видя, как христианская душа, призванная быть жилищем Божиим и храмом Святого Духа, превращается в подобие диавола и проклятого огнедышащего дракона!
Кто не восплачет о таковом нечувствии курильщиков, находящими возможность совмещать Святые Таинства с такой пагубной страстью!

Отношение церкви к табакокурению


(По творениям священника Павла Флоренского)
Составлено по материалам Псково-Печерского листка.
 
Оценить материал:
Просмотров: 8388607

Переводчик/Translator

↓ Опрос

Ваша вторая половинка курит ?

↓ Информация

Если Вам нужна информация о том как бросить курить легко и просто, то вам поможет книга Аллена Карра "Легкий способ бросить курить".
В разделе "Новости" читайте о последних достижениях науки в вопросах борьбы с курением.

↓ Рассылка



↓ Стоит посмотреть

Гарантированная дезодорация помещения и автомобиля после курильщиков.

Лучше купить кроссовки в Москве и бегать по утрам, чем курить!